Новости кафедры педагогики и психологии

9 Ноябрь 2015

Коррекционная педагогика и психология

17 октября 2015 года начались курсы профессиональной переподготовки педагогических работников с участием представителей родительской общественности по программе дополнительного профессионального образования «Коррекционная педагогика и психология».

Целевую группу курсов профессиональной переподготовки составили такие категории педагогических работников как руководители образовательных организаций, педагоги-психологи, учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, воспитатели интернатных учреждений, учителя-предметники, работающие с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами и реализующие адаптированные образовательные программы, а также родители детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современное образование отвечает новым вызовам и тем изменениям, которые происходят в российском обществе, включая политические, социальные, демографические, миграционные и другие.

Новые требования к содержанию образования, терминологии, нормативно-правовых, методических аспектов организации деятельности в части инклюзивного образования, к специальным условиям организации воспитательно-образовательного процесса, к кадровому обеспечению предъявляет Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональные стандарты педагога и педагога-психолога.

Инновационные тенденции в содержании деятельности педагогических работников, обеспечивающих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов  в условиях образовательных организаций разного типа, требуют от педагогов и специалистов знаний актуальных проблем, связанных с организацией инклюзивного образования и в условиях современной школы, и ДОО. Особого внимания требуют профессиональные вопросы в области инклюзивной и социокультурной практики, а также тьюторства как специальной технологии сопровождения.

Меняются требования к педагогам, современные педагоги – это не просто высококвалифицированные и понимающие сложность и важность инклюзивной практики сотрудники образовательной организации, это – команда единомышленников, включая директора, заместителей директора, координаторов инклюзивного образования, психологов (педагога-психолог, психолог-тьютор по игровой деятельности), учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, специалистов (дефектологов, логопедов, социальных педагогов), родителей-тьюторов, или ассистентов учителя. Ответственность за инклюзивную практику  сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в равной мере распределяется между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, включая родителей. Современные родители, имеющими ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, понимают, что с приходом ребенка в образовательную организацию – каждая ситуация становится, в том числе и их зоной ответственности.

Новые тенденции в системе образования Калининградского региона определяются «со – единением» ресурсов педагогической, социокультурной и родительской общественности для поиска и распространения эффективных моделей социализации детей-инвалидов, детей с ОВЗ, реализации гарантий в части получения ими качественного, доступного и открытого образования, формирования жизненных компетенций.  Калининградских педагогов и родителей в области сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня объединяет потребность не на словах, а на деле научиться «быть вместе», «учиться вместе», «радоваться достижениям детей вместе», «формировать культуру толерантности, начиная с себя – вместе», «создавать совместно условия для реализации особых образовательных потребностей детей», «научиться оказывать друг другу поддержку», «вместе нести ответственность».

Содержание программы профессиональной переподготовки «Коррекционная педагогика и психология» соответствует требованиям современного инклюзивного образования. Обучение проходит на базе Калининградского областного института развития образования и его стажировочных площадках.  

Практические мероприятия с элементами стажировки  пройдут на базе Ресурсных центров, обеспечивающих сетевое межведомственное взаимодействие образовательных организаций (ДОО, школы), учреждений интернатного типа, минздрава, служб социальной защиты.

На занятиях используются интерактивные технологии социально-педагогического обучения: эффективные лекции с использованием видео - и аудиоматериалов, работа с аналитическими и концептуальными таблицами, составление понятийных кластеров и концептов, проблемное обучение с решением педагогических задач и др.

В результате обучения на курсах профессиональной переподготовки слушатели познакомятся с особенностями в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями; овладеют основными  технологическими концептами, методами и приемами организации и проведения диагностических исследований, реализации коррекционно-развивающей деятельности, позволяющей своевременно выявлять трудности в обучении детей с ОВЗ, и устранять средствами специального обучения и воспитания посредством оптимизации мотивационных, адаптационных параметров и компенсаторных механизмов.

Особенностью курсов в области профессиональной переподготовки педагогических работников, обеспечивающих инклюзивное образование, является целевая группа, в которую вошли и педагоги, и родители, имеющие детей с особыми образовательными потребностями, которые достойно, уверенно вместе начали обучение.

Достижением организации курсовой подготовки стало также и изменение отношения педагогов и родителей к проблемам инклюзивного образования, интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательное пространство, которое стало более ответственным, профессионально эффективным. Родители детей с особыми образовательными потребностями и педагоги впервые готовы поделиться друг с другом своими знаниями и опытом семейного воспитания и образования, показать разные стороны восприятия проблемы. Надеемся на то, что у педагогов и родителей в процессе совместного обучения развеются необоснованные страхи из-за недостатка знаний, а чувство неуверенности сменится чувством уверенности.

Лекторский состав представляют ведущие специалисты и педагоги системы образования, социальных служб, минздрава Калининградской области.

 Первичный мониторинг слушателей курсов профессиональной переподготовки показал, что у педагогов:

- высокий уровень немотивированной тревожности совместного обучения педагогов и родителей и страхов при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ,

- недостаточный уровень знаний и умений в области коррекционной педагогики и психологии, а именно: незнание психофизических и индивидуальных особенностей детей с разными видами нарушений в развитии, нет навыков использования коррекционных технологий, в том числе и в составлении адаптированных образовательных программ и индивидуальных программ сопровождения и др., незнание нормативно-правовых аспектов в области инклюзивного образования,

- недостаточный уровень формирования понятийного аппарата в области инклюзивного образования,

- недостаточно сформированы навыки общения и совместной деятельности с родителями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями.

Ожидания педагогов:

Полученные знания и приобретенные навыки в области инклюзивного образования помогут в профессиональном плане – составлять АОП, ИОМ, конструктивно взаимодействовать с родителями детей с особыми образовательными потребностями, использовать в деятельности нормативно-правовую базу, терминологию, научиться у родителей их приемам по взаимодействию с детьми, имеющими проблемы в развитии, овладеть навыками по оказанию взаимной поддержки и др.

У родителей:

- высокий уровень немотивированной тревожности совместного обучения с педагогами,

- недостаточный уровень знаний и умений в области коррекционной педагогики и психологии, а именно: незнание психофизических и индивидуальных особенностей детей с разными видами нарушений в развитии, но глубокие знания в области тех нарушений в развитии, которые присущи их ребенку, нет  педагогических навыков использования коррекционных технологий, в том числе и в составлении адаптированных образовательных программ и индивидуальных программ сопровождения и др.,

- достаточный уровень знаний нормативно-правовых аспектов в области инклюзивного образования,

- стихийно сформированный понятийный аппарат в области инклюзивного образования

- высокий уровень притязаний при взаимодействии с педагогами,

- проявление негативного отношения к образовательным организациям.

Ожидания родителей:

Полученные знания и приобретенные навыки помогут в работе с собственным ребенком, не только в семейном воспитании и образовании, но и в образовательном пространстве появится возможность реализовать себя в качестве тьютора, учителя-ассистента, воспитателя. А также пополнятся знания в области нормативно-правовой базы, обеспечивающей инклюзивное образование на разных уровнях (региональном, федеральном), расширятся возможности использования методической и консультативной помощи специалистов-практиков, и др.



Возврат к списку




События
Мнение эксперта

12 Декабрь 2013
Владимир Путин выступил с посланием ФС
На церемонии, прошедшей в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, присутствовали члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов Федерации, главы традиционных конфессий, общественные деятели, в том числе главы общественных палат регионов, руководители крупнейших средств массовой информации.

29 Май 2013
Полноценное развитие ребенка - важнейшая задача образования
В Советском ресурсном центре 13 мая прошла встреча коррекционных педагогов городов Советска, Черняховска, Славска, Немана. Давно назрела необходимость совместного мероприятия специалистов, чтобы поделиться опытом и обсудить актуальные вопросы. Поэтому тема районного методического объединения была посвящена рассмотрению актуальных вопросов логопедии и дефектологии на современном этапе.

21 Февраль 2013
Алексей Ефанов: Форейторы прогресса или некоторые технические проблемы современной школы
Как сильно изменился мир вокруг нас за последние четверть века! Изменились автомобили, появились многоэтажные здания­«небоскрёбы», стали другими телевизоры, телефонные будки исчезли с улиц и полностью заменены на мобильные коммуникаторы, виниловые грампластинки быстро превратились в компакт­диски, а персональный компьютер заменил людям почти всё.. Правда, каждая медаль имеет оборотную сторону... Теперь в современной школе возникли многие новые, доселе неведомые, проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

16 Июль 2012
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко возглавлял российскую делегацию на очередной встрече министров образования 47 стран-участниц Болонского процесса в конце апреля 2012 года в Бухаресте. Интервью журнала «Аккредитация в образовании».


Это актуально

Летняя школа молодых педагогов

Реализация Концепции математического образования в РФ

Исследования компетенций учителей

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)

ФЦПРО 2016-2020

Программа "JuniorSkills"

Проект «Олимпийская лига физиков»

Организация повышения квалификации педагогических и административных работников в 2016 году

База данных педагогических и руководящих работников

Базисный учебный план на 2015-2016 учебный год

Письмо минобрнауки О федеральном перечне учебников

Банк резюме учителей и вакансий

Областные конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года» 2016 года

Проект по изучению иностранных языков Education First 

I региональный  отборочный чемпионат «JuniorSkills»

План работы института на май

Закон «Об образовании в РФ»

Областной фестиваль творчества учащихся "Звёзды Балтики-2016"

Областной конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Безопасная Россия-2016»

XVIII Международный фестиваль "Детство без границ"

i Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества "Базовые национальные ценности в творчестве"

СЕРТИФИКАЦИЯ уровня владения средствами ИКТ

Развитие физико-математического образования

Развитие лингвистического образования

Координация мероприятий по работе с одаренными детьми 

Центр развития одаренных детей

ФГОС

Федеральная стажировочная площадка

Резерв руководящих кадров

Площадки в сфере духовно-нравственного образования

Конкурсы

Анкета слушателя

   

Фоторепортажи



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) 


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал "Российское образование"

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов