События

29 Май 2013

Полноценное развитие ребенка - важнейшая задача образования

В Советском  ресурсном центре 13 мая прошла  встреча коррекционных педагогов городов Советска, Черняховска, Славска, Немана. Давно назрела необходимость провести совместное мероприятие специалистов для того, чтобы поделиться опытом и обсудить актуальные вопросы. Поэтому тема районного методического объединения была посвящена рассмотрению актуальных вопросов логопедии и дефектологии на современном этапе.

О каких проблемах  и возможностях шла речь на встрече?

В настоящее  время в системе  образования  служба коррекционной педагогики переживает большие перемены. В конце 2012 года правительство РФ утвердило план "изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования". В сфере дошкольного образования – это реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очерёдности на зачисление детей в детские сады и обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования.

В числе изменений - подушевое финансирование, которое подтолкнуло дошкольные учреждения сократить специализированные группы и перейти к сокращению штата за счет дополнительных специалистов коррекционной службы - логопедов, дефектологов, тифлопедагогов, психологов. Альтернативным выходом послужило открытие  логопедических пунктов. Конечно, это позволило в минимально короткий срок охватить большее количество детей, нуждающихся в помощи логопеда. Но специфика логопедической работы в ее кропотливости и индивидуальном подходе. При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей. Учитель-логопед в первую очередь оказывает помощь детям подготовительных групп, дети старшего и тем более среднего возраста остаются без логопедической помощи. В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно–предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ  и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.   

Увеличение  количества детей с недостатками речи подтверждается ежегодной статистикой. Если 5 лет назад при обследовании будущих первоклассников с речевыми нарушениями выявлялись 30% детей, то сейчас этот показатель вырос до 75%. Рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу сейчас составляют дети с отклонениями в речевом развитии. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. Это основополагающая ступенька  для развития всех ресурсов личности ребенка.

Такое положение  в системе образования не может  не тревожить логопедов и дефектологов  в нашем городе.  Сейчас, согласно новым федеральным государственным требованиям дошкольного образования, коррекционной службе отводится значительная роль. Главной целью коррекционной программы стал  системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.  О важности и эффективности  командной работы с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР говорили Целуйко Елена Михайловна - учитель-дефектолог и Анисова Елена Анатольевна учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» г. Черняховска. В коррекционном процессе задействованы психолог, воспитатель, медицинские специалисты, инструктор по физической культуры, музыкальный руководитель.

Но встает новый  вопрос о необходимости повышения  квалификации и  специальной подготовке всех участников системы дошкольного образования. Только тогда всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  приведет к своевременному  решению проблем ребёнка.

И, конечно, в системно-комплексном подходе в коррекционной работе с ребенком самая главная роль отводится родителям. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями в развитии».  В современной концепции дошкольного воспитания,  обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции не могут заменить друг друга.

У всех педагогов  есть свои эффективные методы взаимодействия с родителями. Интересные приемы  работы с ребенком в домашних условиях предложила  Кондакова Александра Павловна - учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 7 г.Черняховска. В качестве примера обсуждались видеозаписи занятий по постановке и автоматизации звуков речи.  Порой родители не справляются с возникшими перед ними педагогическими задачами.

Нарушения речи у детей многообразны, могут проявляться  и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Такие особенности может заметить только специалист, и чем раньше родитель обратится, тем эффективнее будет работа логопеда, тем быстрее он сможет помочь ребёнку.

Кроме речевых  проблем  дети с особенностями  в развитии испытывают и другие серьезные  трудности в обучении. Один логопед не в силах решить все вопросы, связанные с проблемами развития ребенка. Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования требует создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса. Важную роль играет диагностика. Учитель-дефектолог детского сада комбинированного вида г.Черняховска Герасимова Елена Михайловна  рассказала о поэтапном формировании мышления у детей с ОВЗ на основе диагностики.   Она еще раз напомнила педагогам, что мировая диагностика детей с нарушениями в развитии строится на базе учения наших отечественных   педагогов Л.С. Выготского и Л.В. Занкова. Феномен зоны ближайшего развития, описанный Выготским свидетельствует о ведущей роли обучения в развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идет впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте - память, в школьном - мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря обобщению.

Применительно к школе это означает, что "педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития", - писал Л.С. Выготский.

Каждый ребенок  имеет свои особенности и требует  поиска новых приемов работы с  ним. Работа педагога коррекционного образования требует обширных знаний из области педагогики, дефектологии, психологии, медицины. Нет одинаковых занятий - каждое уникально по своей специфике. О трудностях и новых подходах работы с детьми со сложными речевыми нарушениями рассказала Ольга Владимировна Браун - учитель-логопед д/с «Родничок» г. Советска. Одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений в логопедической практике - стертая дизартрия. Это  и нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Тема выступления О.В.Браун звучала как «Развитие просодических компонентов речи у дошкольников».

Сейчас на помощь педагогу и родителю приходят новые  технологии. Активную роль в этом играют возможности  компьютера. Использование информационных компьютерных технологий(ИКТ) позволяет,  с одной стороны -  повысить эффективность образовательного процесса, с другой – применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. О безграничных возможностях информационных технологий рассказали логопеды г. Советска - Юлия Александровна Журавлева и Ирена Валдовна Ивлева. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Во время практической части семинара, которую проводила И.В.Ивлева, педагоги увлеченно изучали развивающие возможности компьютерных программ и интернета. Техническое оснащение кабинетов Советского ресурсного центра позволяет во время групповых занятий каждому педагогу или ребенку работать на индивидуальном ноутбуке.

Возможно, некоторых родителей  и педагогов беспокоит вопрос влияния компьютера на здоровье ребёнка. Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму плохое влияние компьютера на здоровье. Лимитируйте время, подберите игры по возрасту, создайте ситуацию успеха и тогда интерес и польза от занятий дадут ожидаемый результат. Гармоничное сочетание традиционных средств  обучения с применением ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Кроме индивидуальных коррекционных  занятий с детьми, специалисты в образовательных учреждениях проводят в большом объеме диагностику развития детей, консультативную работу с родителями, активно работают с педагогами в целях профилактики или закрепления результатов коррекции нарушения у ребенка. Как правильно спланировать свою  коррекционную и образовательную деятельность в течение учебного года, а после проанализировать успешность выполненных задач предложила Елена Чеславовна Даник. учитель-логопед д/с «Родничок» г.Советска.

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой другие нарушения. С возрастом дети начинают осознавать свой речевой дефект стесняться его, не исключается развитие речевого негативизма. Страдающий недостатками речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Такие дети могут бояться несостоятельности в общении со сверстниками. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Таким образом, можно говорить о том, что чистая и ясная речь является одним из важных условий адаптации ребенка к окружающему миру, т.е. успешной социализации его в обществе.

В МБОУ школе  №4 молодые педагоги - Булатова Надежда Сергеевна, педагог – психолог  и Киселева Надежда Юрьевна, учитель-логопед - разработали интересный проект «Диагностика эмоциональной сферы учащихся 1-5 классов для успешной адаптации и преодолении тревожности». Они провели исследование по влиянию различных нарушений развития ребенка на успешность его адаптации в школе, результаты которого  и представили на обсуждение.

Отличительной особенностью коррекционного образования  является его социально-защитная функция, обеспечивающая поддержку семьям с детьми с особенностями  в развитии. Ребенок не может развиваться вне социального окружения. Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, сверстников, педагогического педагогов, т. е. сложности в его поведении - следствие отношения ребенка с ближайшим окружением, способов их совместной деятельности и общения. Следовательно, успех коррекционной работы с детьми без сотрудничества с родителями, без опоры на взаимоотношения со сверстникам оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным.

Подвели итог встречи Елена Георгиевна Шиханцева – руководитель РОМ г.Черняховска и Светлана Викторовна Ляшенко – руководитель МО коррекционных педагогов Советского городского округа. За круглым столом педагоги определяли перспективы развития системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в образовательных учреждениях. Совершенствование   системы   образования   в   соответствии   с Законом   РФ «Об   образовании», Концепцией модернизации российского образования, Федеральными государственными требованиями, Федеральными государственными образовательными стандартами   требует внедрения   в   практику   работы   ОУ комплексных   мер,   направленных    на   своевременное   обеспечение каждому   ребенку   адекватных   условий   для    развития,   воспитания, получения  полноценного  образования.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Полноценное развитие ребенка – одна из важнейших задач  образования на современном этапе. Защита прав ребенка на охрану и  укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, коррекционных специалистов,  и если смотреть шире, различных социальных институтов, всего общества в целом.

Фоторепортаж


Возврат к списку


Элемент не найден!




События
Мнение эксперта

12 Декабрь 2013
Владимир Путин выступил с посланием ФС
На церемонии, прошедшей в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, присутствовали члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов Федерации, главы традиционных конфессий, общественные деятели, в том числе главы общественных палат регионов, руководители крупнейших средств массовой информации.

29 Май 2013
Полноценное развитие ребенка - важнейшая задача образования
В Советском ресурсном центре 13 мая прошла встреча коррекционных педагогов городов Советска, Черняховска, Славска, Немана. Давно назрела необходимость совместного мероприятия специалистов, чтобы поделиться опытом и обсудить актуальные вопросы. Поэтому тема районного методического объединения была посвящена рассмотрению актуальных вопросов логопедии и дефектологии на современном этапе.

21 Февраль 2013
Алексей Ефанов: Форейторы прогресса или некоторые технические проблемы современной школы
Как сильно изменился мир вокруг нас за последние четверть века! Изменились автомобили, появились многоэтажные здания­«небоскрёбы», стали другими телевизоры, телефонные будки исчезли с улиц и полностью заменены на мобильные коммуникаторы, виниловые грампластинки быстро превратились в компакт­диски, а персональный компьютер заменил людям почти всё.. Правда, каждая медаль имеет оборотную сторону... Теперь в современной школе возникли многие новые, доселе неведомые, проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

16 Июль 2012
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко возглавлял российскую делегацию на очередной встрече министров образования 47 стран-участниц Болонского процесса в конце апреля 2012 года в Бухаресте. Интервью журнала «Аккредитация в образовании».


Это актуально

Летняя школа молодых педагогов

Реализация Концепции математического образования в РФ

Исследования компетенций учителей

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)

ФЦПРО 2016-2020

Программа "JuniorSkills"

Проект «Олимпийская лига физиков»

Организация повышения квалификации педагогических и административных работников в 2016 году

База данных педагогических и руководящих работников

Базисный учебный план на 2015-2016 учебный год

Письмо минобрнауки О федеральном перечне учебников

Банк резюме учителей и вакансий

Областные конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года» 2016 года

Проект по изучению иностранных языков Education First 

I региональный  отборочный чемпионат «JuniorSkills»

План работы института на май

Закон «Об образовании в РФ»

Областной фестиваль творчества учащихся "Звёзды Балтики-2016"

Областной конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Безопасная Россия-2016»

XVIII Международный фестиваль "Детство без границ"

i Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества "Базовые национальные ценности в творчестве"

СЕРТИФИКАЦИЯ уровня владения средствами ИКТ

Развитие физико-математического образования

Развитие лингвистического образования

Координация мероприятий по работе с одаренными детьми 

Центр развития одаренных детей

ФГОС

Федеральная стажировочная площадка

Резерв руководящих кадров

Площадки в сфере духовно-нравственного образования

Конкурсы

Анкета слушателя

   

Фоторепортажи



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) 


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал "Российское образование"

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов