Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

Апробация ФГОС в Калининградской области

В Калининградской области в соответствии с приказом Министерства образования Калининградской области от 25 декабря 2015 года № 1174/1 «Об апробации введения ФГОС в общеобразовательных организациях области во втором полугодии 2015-2016 учебного года» »(приложить текст приказа министерства 1174/1 от 25.12.2015г на второе полугодие) утвержден перечень общеобразовательных организаций региона, где ФГОС апробируют на уровнях основного и среднего общего образования. В данный перечень включены 28 общеобразовательных организаций, 16 из которых представляют городской округ «Город Калининград»

Список общеобразовательных учреждений, апробирующих ФГОС на ступени основного и среднего общего образования на второе полугодие 2015 – 2016 уч.г.:

Балтийский муниципальный район:

  • МБОУ лицей № 1.
  • МБОУ гимназия № 7.

Гурьевский городской округ:

  • МБОУ гимназия г. Гурьевска.
  • МБОУ СОШ «Школа будущего».

Гусевский городской округ:

  • МОУ СОШ № 1 им. С.И. Гусева.
  • МОУ СОШ № 3.

Зеленоградский район:

  • МАОУ ООШ г. Зеленоградска (прогимназия «Вектор»).

Озерский городской округ:

  • Озерская средняя школа им. Д.Тарасова.
  • Новостроевская средняя школа.

Светловский городской округ:

  • МБОУ СОШ № 5.

Советский городской округ:

  • МАОУ лицей № 10.

Черняховский муниципальный район:

  • МАОУ гимназия № 2.

Городской округ «Город Калининград»:

  • МАОУ гимназия № 1.
  • МАОУ СОШ № 7.
  • МАОУ лицей № 17.
  • МАОУ лицей № 18.
  • МАОУ гимназия № 22.
  • МАОУ лицей № 23.
  • МАОУ СОШ № 28.
  • МАОУ СОШ № 31.
  • МАОУ гимназия № 32.
  • МАОУ СОШ № 33.
  • МАОУ лицей № 35.
  • МАОУ СОШ № 36.
  • МАОУ гимназия № 40.
  • МАОУ лицей № 49.
  • МАОУ СОШ № 56.
  • МАОУ ШИЛИ.

Готовность образовательной организации к введению ФГОС, апробация и реализация стандарта диагностируется в ходе различных мониторингов, анализа результатов образовательных достижений обучающихся в проектной деятельности, анализа работы сайтов образовательных организаций, а также контроля соответствия требованиям  стандарта ООП, рабочих программ, локальной нормативной базы и т.д.

В Калининградской области в 2014 году были определены 37 общеобразовательных организаций, апробирующих ФГОС. По результатам различных мониторингов и контролирующих процедур данный список сузился во втором полугодии 2015-2016 уч.г. до 28 общеобразовательных учреждений.

Разработана программа деятельности ряда образовательных организаций в рамках апробации и внедрения ФГОС

1 этап. (Подготовительный)

Формирование сети, разработка проектов обновления концепций предметных областей; формирование инновационных предложений по модернизации технологий обучения в контексте ФГОС; обсуждение проектов модернизации информационно-библиотечных центров участников. Разработка (обновление) программ повышения квалификации для обучения педагогических работников в рамках стажировочной образовательной сети.

Состав стажировочной образовательной сети:

Название образовательной организации

Инвариантное направление по проекту

Вариативные направление по проекту

Комментарий

Калининградский областной институт развития образования

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД


Основной координатор проекта

http://www.koiro.edu.ru/

МАОУ СОШ №28 г. Калининграда

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

География, технология, искусство

Серьезная модернизация внутренней среды, в т.ч. начата работа по совершенствованию библиотечного центра. Доступная среда для детей с ОВЗ. Создание собственной рейтингово-накопительной системы оценивания. 28shkola.ru

МАОУ гимназия №40 им. Ю.А. Гагарина

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

География, технология, искусство, обществознание, математика

Школа-новостройка 2013 г на 2000 мест.

Пилотная площадка по введению ФГОС основного и среднего образования, реализации физико-математического и лингвистического направлений,  клуб молодых педагогов. Учет регионального контекста при преподавании искусства. Преподавание предметных модулей на иностранных языках. gym40.ru

МБОУ СОШ «Школа будущего»

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

География, технология, искусство

Школа-новостройка 2010 г. На 1000 мест.

Опорная площадка по реализации ФГОС основного и среднего образования; «Школа юного геолога»; реализация проектной и исследовательской деятельности. isakovo-shkola.ru

МАОУ СОШ №36 г. Калининграда

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

Технология, география

Опорная площадка по реализации ФГОС основного и среднего образования; построение динамического расписания, индивидуальных учебных планов обучающихся; реализация проектной и исследовательской деятельности. shkola36.ru

МАОУ СОШ №56 г. Калининграда

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

Обществознание, искусство

Школа-новостройка 2013 года, реализует региональный проект школьных СМИ, в т.ч. школьного ИБЦ и телевидения. www.school56klgd.ru

ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей»

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

Технология, математика

Центр поддержки одаренных детей, интеграция дополнительного и общего образования, реализация сетевых программ основного общего образования. do.baltinform.ru

ГБОУ ВО КО "Педагогический институт"

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

Искусство

Программы педагогического образования. Проект по профориентации школьников в педагогических профессиях. ipc39.ru

МБОУ «Полесская СОШ»

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

Обществознание

Школа-новостройка 2014 года на 1000 мест, на своей базе реализует модель социо-культурного центра.

polessk-school.edu.ru

МАОУ лицей №10 г. Советска

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

Обществознание, математика

Опорная площадка по реализации ФГОС основного и среднего образования; Разработка собственной критериальной системы оценивания (федеральная инновационная площадка). 10lic.schools39.ru

МАОУ лицей №18 г. Калининграда

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

Технология, математика

Проработка объединения УПК и общего образования. Центр ассоциации по реализации образовательной технологии «проектная задача»

moulic18.ru

МАУ ШИЛИ

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

География, обществознание, искусство, математика

Реализация программ для одаренных детей, в том числе программ для детей с ОВЗ (слабослышащие, слабовидящие и др.).www.maushili.ru

МАОУ СОШ №6 с УИОП г. Калининграда

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

География, обществознание, искусство

Инновационные технологии в реализации образовательной области «география», в т.ч. через проектную и исследовательскую деятельность. www.school6klgd.ru

МАОУ ООШ г.Зеленоградска

Информационно-библиотечный центр, концепция математического образования, адаптированные программы, развитие УУД

География, обществознание, искусство

Опорная площадка по реализации ФГОС основного и среднего образования Преподавание предметных модулей на иностранных языках. www.school2zel.ru

2 этап. (Основной)

Организация повышения квалификации работников системы образования из Калининградской области и других регионов РФ по многовекторной модели (включая зарубежные стажировки).

Анализ и распространение регионального опыта по заявленным направлениям. Апробация новых моделей реализации концепций предметных областей. Всероссийские мероприятия.

3 этап. (Рефлексивный)

Анализ и осмысление результатов проекта. Описание лучших практик, распространение новых моделей.

Региональная концепция ФГОС

В регионе действует сеть опорных школ, включающая 28 образовательных организаций, по введению ФГОС основного и среднего общего образования, в которых отрабатываются различные модели реализации ФГОС, основанные на реальном выборе форм и содержания образования, на использовании продуктивных, деятельностных педагогических методик и технологий по достижению предметных и метапредметных результатов. Один из главных принципов реализации ФГОС опорными площадками – разработка интегративных, межпредметных и метапредметных модулей и курсов в учебных планах и планах внеурочной деятельности (МАОУ СОШ № 36 г. Калининграда, МАОУ СОШ № 28 г.Калининграда, МАОУ гимназия № 40 г.Калининграда), которые обучающиеся выбирают самостоятельно. Описанные подходы направлены на формирование предпосылок к самостоятельной познавательной деятельности, к осознанному выбору образовательной траектории. Важное направление реализации ФГОС в регионе – развитие системы оценивания; разрабатываются альтернативные школьные модели, которые основываются на критериальном и накопительном подходе (МАОУ СОШ № 28 г.Калининграда, МАОУ лицей № 10 г.Советска).

Действующая в регионе модель повышения квалификации основана на вариативности и адресности. Все учителя проходят входное оценивание, в рамках которого определяются их индивидуальные профессиональные дефициты. В соответствии с результатами, формируются уровневые группы. В каждой из групп, сохраняется вариативная часть, которую слушатель формирует самостоятельно.

Повышение квалификации по программе «Реализация образовательного процесса в соответствии с ФГОС» проводится в групповом формате: для прохождения курсов повышения квалификации приглашаются школьные команды (учителя-предметники, заместители директоров). При таком подходе обеспечивается комплексный и системный подход к анализу имеющихся ресурсов и затруднений у школы, к моделированию образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. В 2015 году обучение по ФГОС прошли 1200 учителей – 32 команды из образовательных организаций региона.

В Калининградской области накоплен опыт по реализации приоритетных региональных направлений: лингвистическое и физико-математическое образование; действует сеть опорных школ (всего 20 школ по лингвистическому образованию и 24 школы по физико-математическому образованию). Для развития сетевой модели реализации приоритетных направлений в регионе создан Центр развития одаренных детей (http://dc.baltinform.ru/). В 2015 году ЦРОД принял более 2700 обучающихся.   На базе опорных площадок организованы классы (группы внутри классов), занимающиеся углубленным изучением математики и физики, иностранного языка.   Помимо урочной деятельности реализуются модули, а также внеурочные занятия по профильным направлениям: математика, физика, информатика, иностранный язык  На базе ряда школ проходят профильные каникулярные лагеря для обучающихся. Разработаны дистанционные модули по отдельным темам профильных предметов. Проводится сессионное (неделя) обучение наиболее способных обучающихся из школ - опорных площадок в Центре развития одаренных детей. Профессиональное сопровождение оказывается учителям-предметникам: проводятся каникулярные школы, программа которых формируется исходя из двух принципов – запросы учителей и дефициты, выявляемые в мониторинговых исследованиях у обучающихся.  

Опыт реализации предмета «технология» в регионе связан с проектной деятельностью детей. Ряд опорных школ, реализующих ФГОС основного образования, используют отказ от гендерного принципа изучения предмета и опираются на модульный подход (по выбору обучающихся). Также в регионе действует проект «школа – СПО», который связан с разработкой и реализацией сетевых программ по профессиональной ориентации учащихся 8-х классов и профессиональному обучению обучающихся 9-х классов. Модули по профессиональной ориентации реализуются в рамках предмета «Технология» и выбираются детьми. Всего в проекте участвуют 27 образовательных организаций, 1585 обучающихся. Поддержкой для предмета «Технология» в калининградских школах является реализация приоритетного направления – развитие техносферы (развитие технического творчества в организациях общего и дополнительного образования).

Актуальность изучения географии для школьников Калининградской области высока в связи с особым геополитическим положением – регион является западным форпостом страны. В этом смысле, географическая грамотность является важным условием для формирования гражданского сознания жителя России. В регионе есть опыт развитой внеурочной деятельности по географии. Используются исследовательская, проектная деятельность. Применяются деятельностные подходы в преподавании предмета и во внеурочной деятельности. Например, на базе МБОУ СОШ «Школа будущего» действует «Школа юного геолога». В 2015 году создана региональная ассоциация учителей географии и экологии.

В реализации образовательной области «Искусство» в Калининградской области накоплен опыт интеграции с курсами регионального компонента («Живое слово», «Русские умельцы», «Русская художественная культура»). Одновременно с этим происходит учет историко-культурного регионального контекста в других предметных областях. Также преподавание образовательной области «Искусство» в Калининградской области тесно связано с внедрением ИКТ-технологий, с изменением образовательной среды и уклада школьной жизни в опоре на опыт других регионов и стран (в т.ч. Финляндии).

Обновление и модернизация информационно-библиотечных центров в образовательных организациях региона является одним из существенных направлений развития региональной системы образования. Для создания региональной модели ИБЦ, тиражируемой в образовательных организациях региона, библиотека Калининградского областного института развития образования модернизирована в 2013 году. Создана комплексная многофункциональная среда, которая может обеспечивать различные технологические и информационные задачи. В ИБЦ Калининградского областного института развития образования созданы комфортабельные зоны, приспособленные для мероприятий широкого спектра (от индивидуальной работы с фондами и устройствами до конференций и круглых столов); обеспечен доступ к электронным фондам и каталогам.

Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе и их социальная адаптация являются одним из приоритетов системы образования Калининградской области. С этой целью создается доступная среда в образовательных организациях, разрабатываются адаптированные программы, проводится подготовка педагогических работников. Уникальным опытом Калининградского областного института развития образования является совместное обучение родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов по программе профессиональной переподготовки «Коррекционная педагогика и психология».

Однако, при решении описанных задач в регионе выявляется и определенная проблематика. Сетевое взаимодействие образовательных организаций нуждается в координации и дополнительной поддержке для критического анализа полученного опыта и вывода его на новый уровень. Развитие УУД у обучающихся и оценка их сформированности – важнейшие задачи, которые возникают у образовательных организаций при введении ФГОС. Несмотря на поддержку, оказываемую образовательным организациям в последние годы, школьные библиотеки не проявляют активности в формировании метапредметных результатов. Об этом свидетельствует мониторинг ООП основного общего образования, произведенный в сентябре 2015 года – роль школьных библиотечных центров освещена крайне слабо либо информация отсутствует. Работа по созданию адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ должна быть осмыслена и продолжена.


Наименование мероприятияМинимальные требованияПредложение региона
1модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений1) повышение квалификации учителей по метапредметным компетенциям (не менее 10% учителей общеобразовательных организаций, реализующих основные образовательные программы от общей численности учителей общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации, при условии обучения 30 % из своего субъекта Российской Федерации
и 70% из других субъектов Российской Федерации).
1) повышение квалификации 1200 учителей по метапредметным компетенциям.


2) мероприятия по пополнению фондов школьных библиотек
и созданию школьных информационно-библиотечных центров, отвечающих современным требованиям:
с возможностью подключения собственных устройств обучающихся к Интернету через школьную сеть через Wi-Fi и возможностью комфортного физического размещения посетителей библиотеки с собственными устройствами (реализация идеологии «bring your own device» - BYOD);
с выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки;
с возможностью контролируемой печати и копированием бумажных материалов;
с возможностью предоставления доступа к электронным изданиям, необходимым для реализации основной образовательной программы образовательной организации, в том числе электронным изданиям гражданско-патриотической направленности, а также электронным информационным и образовательным ресурсам;
с наличием пространственно обособленных зон (площадок, мест) следующих типов:
- зона получения информационных ресурсов во временное пользование.
- зона получения информации на различных типах носителей (читальный зал, совмещенный с медиатекой);
- зона доступа к сети Интернет (с комфортным размещением посетителей и возможностью использования собственного устройства и подключения к Wi-Fi).
- зона доступа к государственным информационным ресурсам и ресурсам ограниченного использования (стационарные компьютеры с подключением к государственным информационным ресурсам – Национальная электронная библиотека (НЭБ), базы данных и др.).
- зона сохранения и распространения культурного наследия (книгохранилища, выставки, витрины, тематические экспозиции).
- канал получения информации об имеющихся информационных массивах и ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. в электронной форме).
- зона проектно-исследовательской и коллективной метапредметной деятельности со свободной гибкой организацией пространства и средствами поддержки коллективной работы (маркерная магнитная доска, флипчарт, проекционная система).
- зона для проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности.


2) создание (модернизация) 14 информационно-библиотечных центров, отвечающих современным требованиям, и пополнение фондов в 100% общеобразовательных организаций региона, реализующих программы ООО.





3) создание сетевых сообществ.
по учебным предметам или предметным областям;
3) создание (активизация) 6 сетевых сообществ.

4) создание стажировочной площадки и проведение мероприятий с учетом реализации опыта государственно-общественного управления образованием по тематике (инвариантная часть): «Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных
и личностных результатов в рамках учебных предметов предметной области «География», «Технология», «Искусство», «Обществознание» с учетом требований ФГОС;
и вариативная часть (3 тематики по выбору):
1. Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках реализации Концепции математического образования.
2. Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках реализации Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (в том числе историко-культурного стандарта).
3. Эффективные практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ.
4.Совершенствование содержания
и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы.
5. Модели и технологии объективной оценки учебных и воспитательных достижений.
6. Новые подходы к созданию программы формирования универсальных учебных действий и успешные практики ее реализации.
4) создание стажировочной площадки (стажировочной образовательной сети)
и проведение мероприятий с учетом реализации опыта государственно-общественного управления образованием по тематике (инвариантная часть): «Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебных предметов предметной области «География», «Технология», «Искусство», «Обществознание» с учетом требований ФГОС».

и тематики по выбору:
- Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках реализации Концепции математического образования.
- Эффективные практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ.
- Новые подходы к созданию программы формирования универсальных учебных действий и успешные практики ее реализации.

5). предложения по новым технологиям реализации примерных образовательных программ основного общего образования.5) предложения по новым технологиям реализации примерных образовательных программ основного общего образования.





События
Мнение эксперта

12 Декабрь 2013
Владимир Путин выступил с посланием ФС
На церемонии, прошедшей в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, присутствовали члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов Федерации, главы традиционных конфессий, общественные деятели, в том числе главы общественных палат регионов, руководители крупнейших средств массовой информации.

29 Май 2013
Полноценное развитие ребенка - важнейшая задача образования
В Советском ресурсном центре 13 мая прошла встреча коррекционных педагогов городов Советска, Черняховска, Славска, Немана. Давно назрела необходимость совместного мероприятия специалистов, чтобы поделиться опытом и обсудить актуальные вопросы. Поэтому тема районного методического объединения была посвящена рассмотрению актуальных вопросов логопедии и дефектологии на современном этапе.

21 Февраль 2013
Алексей Ефанов: Форейторы прогресса или некоторые технические проблемы современной школы
Как сильно изменился мир вокруг нас за последние четверть века! Изменились автомобили, появились многоэтажные здания­«небоскрёбы», стали другими телевизоры, телефонные будки исчезли с улиц и полностью заменены на мобильные коммуникаторы, виниловые грампластинки быстро превратились в компакт­диски, а персональный компьютер заменил людям почти всё.. Правда, каждая медаль имеет оборотную сторону... Теперь в современной школе возникли многие новые, доселе неведомые, проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

16 Июль 2012
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко возглавлял российскую делегацию на очередной встрече министров образования 47 стран-участниц Болонского процесса в конце апреля 2012 года в Бухаресте. Интервью журнала «Аккредитация в образовании».


Это актуально

Летняя школа молодых педагогов

Реализация Концепции математического образования в РФ

Исследования компетенций учителей

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)

ФЦПРО 2016-2020

Программа "JuniorSkills"

Проект «Олимпийская лига физиков»

Организация повышения квалификации педагогических и административных работников в 2016 году

База данных педагогических и руководящих работников

Базисный учебный план на 2015-2016 учебный год

Письмо минобрнауки О федеральном перечне учебников

Банк резюме учителей и вакансий

Областные конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года» 2016 года

Проект по изучению иностранных языков Education First 

I региональный  отборочный чемпионат «JuniorSkills»

План работы института на май

Закон «Об образовании в РФ»

Областной фестиваль творчества учащихся "Звёзды Балтики-2016"

Областной конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Безопасная Россия-2016»

XVIII Международный фестиваль "Детство без границ"

i Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества "Базовые национальные ценности в творчестве"

СЕРТИФИКАЦИЯ уровня владения средствами ИКТ

Развитие физико-математического образования

Развитие лингвистического образования

Координация мероприятий по работе с одаренными детьми 

Центр развития одаренных детей

ФГОС

Федеральная стажировочная площадка

Резерв руководящих кадров

Площадки в сфере духовно-нравственного образования

Конкурсы

Анкета слушателя

   

Фоторепортажи



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) 


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал "Российское образование"

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов