Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Для получения основного общего образования стандарт предусматривает срок 5 лет, для лиц с ограниченными возможностями здоровья этот срок увеличивается не более, чем на один год.

В содержании стандарта учтены национальные и этнические особенности народов России, которые могут быть изучены на углубленном уровне через внеурочную деятельность и курсы по выбору.

Стандарт основного общего образования предусматривает использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Обязательными при реализации ФГОС являются следующие предметные области:

  • филология (включая этнический компонент и второй иностранный язык).
  • Второй иностранный язык изучается в качестве обязательного при наличии соответствующего запроса от родителей обучающихся.
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география).
  • математика и информатика (включая геометрию и алгебру).
  • основы духовно-нравственной культуры народов России.
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия).
  • искусство (включая музыку).
  • технология.
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

Стандарт предусматривает выполнение ряда условий и требований к основной общеобразовательной программе (ООП) образовательного учреждения, которая может быть реализована через сетевую форму взаимодействия. Учебный план, являясь частью ООП, предусматривает распределение учебной нагрузки, внеурочной деятельности и дополнительного образования в базовой части и части, формируемой участниками образовательного пространства, в определенном процентном соотношении. При разработке учебного плана необходимо соблюдать нормы СанПина, которые являются приоритетными в образовательной среде. Учебный план дает школьнику возможность выбора содержания образования. Может реализовываться индивидуальный учебный план, стандарт дает право индивидуализации содержания образования.

ФГОС предлагает педагогическому сообществу изменить подход к системе оценивания результатов образовательных достижений обучающихся через разработку собственного принципа и критерия, или используя накопительный.

Автоматически при внедрении ФГОС изменяется рабочая программа педагога, которому можно избежать календарных привязок, составления и написания поурочного планирования, и при этом использовать проектные технологии, различные формы внеурочной деятельности, планируя, составляя и реализуя рабочую программу. Обязательное требование при составлении рабочей программы педагога: учитывать нормы СанПина, соблюдать требования ФГОС, соответствовать закону об образовании. В рабочей программе педагогу необходимо планировать, диагностировать, оценивать по-новому образовательные достижения обучающихся  (предметные, метапредметные, личностные), заданные стандартом.

ФГОС предусматривает реализацию внеурочной деятельности, программу воспитания и социализации, программу универсальных учебных действий (УУД), требования к кадровым, финансово-экономическим, материально-техническим, психолого-педагогическим, информационно-методическим условиям реализации образовательной программы основного общего образования. Обеспеченность учебно-методическими комплектами (УМК), средствами обучения и воспитания для апробации ФГОС осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджет.

Для внедрения ФГОС был предусмотрен переходный период, в который общеобразовательные организации обеспечивали условия для введения, реализации и апробации стандарта: изменение устава, разработка ООП и рабочих программ педагогов, изменение должностных инструкций, локальной нормативной базы и Положения об оплате труда; создание сайта школы, профессиональная соответствующая переподготовка руководящих и педагогических работников ОУ, обсуждение с социальными партнерами и органами коллективного управления школы требований и содержания стандарта; материально-техническое обновление учебного процесса и образовательного пространства.

Уже с 1 сентября 2011 года во всех общеобразовательных организациях РФ на уровне начального образования в штатном режиме реализуется ФГОС НОО, а с 1 сентября 2015 года – ФГОС основного общего образования.

Нормативно-правовая база по ФГОС

Закон об образовании (с изменениями и дополнениями на 2015 год)

Приказ Министерства Образования о введении ФГОС (с изменениями и дополнениями)

Нормы СанПина (с изменениями и дополнениями)

Приказ об утверждении ФГОС СОО от 17 мая 2012 года

Региональные нормативно-правовые акты

Приказ Министерства образования Калининградской области об апробации ФГОС в первом и во втором полугодии 2015-2016 года

Приказ  "Об организации апробации введения федерального государственного образовательного стандарта на ступенях основного и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях Калининградской области в 2013 году"

Приказ об апробации ФГОС на ступенях ООО и СОО в 2015-2016 году от 27 июля 2015 года

WEB-ресурсы о ФГОС

Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование.
Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования. 
Сайт Инновационной образовательной сети "Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС.

Получить консультацию по вопросам введения ФГОС в Калининградской области можно по следующим телефонам Института:
(4012)46-13-19  Зорькина Лилия Алексеевна, ректор.
(4012)53-56-51  Евдокимова Людмила Анатольевна, проректор по учебно-методической работе.



События
Мнение эксперта

12 Декабрь 2013
Владимир Путин выступил с посланием ФС
На церемонии, прошедшей в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, присутствовали члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов Федерации, главы традиционных конфессий, общественные деятели, в том числе главы общественных палат регионов, руководители крупнейших средств массовой информации.

29 Май 2013
Полноценное развитие ребенка - важнейшая задача образования
В Советском ресурсном центре 13 мая прошла встреча коррекционных педагогов городов Советска, Черняховска, Славска, Немана. Давно назрела необходимость совместного мероприятия специалистов, чтобы поделиться опытом и обсудить актуальные вопросы. Поэтому тема районного методического объединения была посвящена рассмотрению актуальных вопросов логопедии и дефектологии на современном этапе.

21 Февраль 2013
Алексей Ефанов: Форейторы прогресса или некоторые технические проблемы современной школы
Как сильно изменился мир вокруг нас за последние четверть века! Изменились автомобили, появились многоэтажные здания­«небоскрёбы», стали другими телевизоры, телефонные будки исчезли с улиц и полностью заменены на мобильные коммуникаторы, виниловые грампластинки быстро превратились в компакт­диски, а персональный компьютер заменил людям почти всё.. Правда, каждая медаль имеет оборотную сторону... Теперь в современной школе возникли многие новые, доселе неведомые, проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

16 Июль 2012
Игорь Реморенко: «Поиск стратегий развития образования идет во всем мире»
Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко возглавлял российскую делегацию на очередной встрече министров образования 47 стран-участниц Болонского процесса в конце апреля 2012 года в Бухаресте. Интервью журнала «Аккредитация в образовании».


Это актуально

Летняя школа молодых педагогов

Реализация Концепции математического образования в РФ

Исследования компетенций учителей

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)

ФЦПРО 2016-2020

Программа "JuniorSkills"

Проект «Олимпийская лига физиков»

Организация повышения квалификации педагогических и административных работников в 2016 году

База данных педагогических и руководящих работников

Базисный учебный план на 2015-2016 учебный год

Письмо минобрнауки О федеральном перечне учебников

Банк резюме учителей и вакансий

Областные конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года» 2016 года

Проект по изучению иностранных языков Education First 

I региональный  отборочный чемпионат «JuniorSkills»

План работы института на май

Закон «Об образовании в РФ»

Областной фестиваль творчества учащихся "Звёзды Балтики-2016"

Областной конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Безопасная Россия-2016»

XVIII Международный фестиваль "Детство без границ"

i Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества "Базовые национальные ценности в творчестве"

СЕРТИФИКАЦИЯ уровня владения средствами ИКТ

Развитие физико-математического образования

Развитие лингвистического образования

Координация мероприятий по работе с одаренными детьми 

Центр развития одаренных детей

ФГОС

Федеральная стажировочная площадка

Резерв руководящих кадров

Площадки в сфере духовно-нравственного образования

Конкурсы

Анкета слушателя

   

Фоторепортажи



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) 


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал "Российское образование"

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов